> Перейти на ГЛАВНУЮ Меры административной ответственностиОпубликовано: 23.4.2017
Индивидуализация наказания непременное условие его результативности.
Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый право нарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств. Если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения. Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого срока давности привлечения к ответственности, тепериода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. АП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков два месяца с их обнаружения. По отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год. Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания один год со дня его вступления в законную силу ч ст. АП РФЦелесообразность как принцип юридической ответственности это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам.
Так, в частности, применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения. Целесообразность как принцип административной ответственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом ст. АП РФ юридической возможности для правопримени теля судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного проступка тепо сути при отсутствии назначения административного наказания и ограничиться при этом устным замечанием. Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реализация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и административными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохранительной и правоприменительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц. Можно назвать такие специфические признаки административной ответственности основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние она состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью.
Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти к ней привлекаются индивидуальные субъекты граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности. Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями административное нарушение процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение. Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение. Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины х ггэта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными проступками нарушение избирательных прав, правил заключения коллективных договоров, неуважение к суду, невыполнение требований прокурора, многих должностных лиц и др. Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями де криминализации, дисциплинарными проступками, гражданско правовыми деликтами. Так, сейчас не уголовные, а административные санкции применяются за повторное мелкое хулиганство, повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, систематическое нарушение правил административного надзора и др. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения. Чем обусловлено повышение роли административной ответственности в обеспечении правопорядка. Вопервых, отрицательными последствиями научно технического развития. Широкое применение сложной техники, электричества, газа, радиоактивных элементов, продукции современной химии, компьютеров и тдтребует, чтобы общество позаботилось о своей противопожарной, санитарной, информационной и иной безопасности. Достаточно напомнить о вреде, который причиняют дорожно транспортные происшествия, загрязнения водоемов промышленными отходами. Возникла необходимость усилить охрану людей, материальных ценностей, окружающей среды от отрицательных последствий научно технического прогресса. Вовторых, принятие норм, устанавливающих ответственность за неисполнение законных актов государственных и муниципальных органов, представителей власти, за неуважение к суду призвано создать условия для нормальной деятельности публичной власти в условиях ослабления дисциплины в обществе. Втретьих, административными санкциями прежде всего охраняются обновленное налоговое, таможенное дело, борьба с монополизмом и многие другие экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований. Понятие административного наказания и классификация мер административного наказания. Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке судьей, мировым судьей, полномочным органом должностным лицом к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, не только в целях наказания конкретного лица, но также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание является одним из видов административно принудительных мер.
Итак, статья. АП указывает, что административное наказание применяется в целях а предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем б предупреждения совершения правонарушений другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально целевой направленностью. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Назначением административного наказания реализуется прежде всего карательная функция административной ответственности. Однако это не исключает и предупреждение им совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что зафиксировано ст. АПТолько административное наказание является мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя. Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств правонарушений на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, не материальный вред ущерб, восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере государственного управления, носит наказательный характер, т. еони являются санкциями, содержащими обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага административным наказаниям нельзя относить так называемые восстановительные санкции, в число которых включают, например, изъятие и уничтожение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки, изъятие работниками государственной торговой инспекции из употребления неправильных измерительных приборов, подлинников документов, образцов недоброкачественных товаров, свидетельствующих о нарушениях или злоупотреблениях, снос самовольно возведенных строений, возмещение причиненного ущерба.
Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.
Разумеется, административным наказанием, как и уголовным наказаниям, присущ воспитательный характер. Однако суть и тех и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Вообще в результате применения любого наказания лицо претерпевает лишения морального, физического и иного характера. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания например, уплата наложенного штрафа в установленный срок не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть право ограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо наказание обращается на его имущество.
Являясь правовым последствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер. Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно правовые санкции, как правило, являются относительно определенными. Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что они налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц.
|